воскресенье, 8 апреля 2012 г.

Книжная индустрия. - 2012. - № 2

СОДЕРЖАНИЕ
 Тема номера – «Беседы о будущем. Перспективы книгоиздания и книготорговли в цифровую эпоху». (Глаза в первую очередь останавливались на текстах, созвучных моему нынешнему профессиональному настрою. Обо всём, что запечатлелось в памяти, расскажу в обзоре.)
Рубрика "Человек номера" представляет генерального директора компании "Росмэн" БОРИСА КУЗНЕЦОВА: "Я НЕ ВЕРЮ В ДЕТСКУЮ ЭЛЕКТРОННУЮ КНИГУ". (Те кто читает  блог регулярно, наверное уже заметили, что интервью в обзорах упоминаются достаточно часто. Нечего скрывать, действительно люблю этот журналистский жанр. Приведу здесь несколько  цитат из беседы с издателем.)
О книготорговле:
"Формат, когда покупатель должен зайти в магазин, быстро что-то купить и выйти, – уже не актуален. Чтобы сохранить за собой потребителя, магазин должен предоставить расширенный сервис, не только информационное сопровождение, но и определенную «досуговость». Ведь, строго говоря, книга заполняет именно досуг людей".
 О детском книгоиздании:

"...в детской книге у нас очень несправедливая ситуация – 80% классики и только 20% новой литературы, в то время как на Западе все с точностью до наоборот. У нас нет поля для эксперимента и возможности развития до тех пор, пока К. Чуковский, С. Маршак и десяток других классиков под разными обложками будут занимать 80% рынка". 
О лучших проектах издательства:
"Трилогия «Часодеи» Натальи Щербы. Это уже, можно сказать, состоявшийся проект, бестселлер фэнтези для подростков. С апреля 2011 года, когда вышла первая книга, мы реализовали уже более 80 000 экземпляров. Для детской книги это очень хороший показатель, сейчас мы ритмично допечатываем тиражи. Еще одна находка – трогательная и милая история для дошкольников «Господин Куцехвост и инопланетяне» Ирины Наумовой".
О чтении:
"Но в целом я не вижу повода для разговоров о том, что люди меньше читают. Я глубоко убежден, что потребление букв остается, как минимум, неизменным. Просто роль бумаги в этом процессе снижается. И вполне возможно, что через 5–10 лет люди станут меньше потреблять литературы. Да и не нужно столько. Чтение – это все-таки одна из форм досуга. А книжный бизнес, выросший на массовом чтении, явление довольно молодое. Ему от силы лет 150. Ведь в России до Сытина его как такового просто не было. Все рано или поздно заканчивается. И книжный бизнес на художественной литературе тоже может закончиться. Но бизнес и литература вещи разные."
О себе:
"Я читаю очень много и достаточно хаотично. У меня постоянно лежит на столе порядка пяти начатых книг. А если говорить о том, что из последнего меня по-настоящему зацепило, - оригинальным не буду - "Письмовник" Шишкина. А ещё люблю российскую контркультурную волну и американскую прозу. Моё главное хобби - трое детей. Ну а если серьёзно, люблю путешествовать. За рубежом это называется этнотуризмом".

В рубрике "Крупный план" "СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО КНИГОИЗДАНИЯ". 9 декабря 2011 г. в московском Манеже проводилась конференция по вопросам детского книгоиздания, организованная АСКИ. Мария Порядина (РКП) в своём выступлении  сказала: "В сегменте детей дошкольного возраста нет кризиса чтения - у них есть книжки, у них есть мамы, которые им эти книжки читают. Но, чем старше становится ребёнок, тем меньше у него желания эту книжку читать. Это, к сожалению, тенденция заметная, и ничего мы с ней поделать не можем". Есть проблема эксплуатации рынком хороших, одарённых писателей. В качестве примера М. Порядина привела издательскую судьбу Э. Веркина, который вынужден, работая с издательством "Эксмо", писать какие-то "Лучшие страшилки", "Лучшие смешилки" и т.д. М. Порядина отметила преобладание переводных изданий в группе проблемной литературы для подростков; стремление издавать книжки-картинки для подростков и молодёжи; тренд "ретро", рассчитанный на воспоминания родителей о собственном детстве (продукт издательства "Теревинф", "Арт Хаус Медиа", ИД Мещерякова и пр.). 

Ещё одна заметная тенденция сегодняшнего дня - издание книг красивых, подарочных - они дороги, но их покупают в подарок. И в этом сегменте наиболее заметные и яркие фигуры  ИД Мещерякова и "РИПОЛ классик" с подразделением "РИПОЛ КиТ"

Ещё одна свежая тенденция, по словам М. Порядиной: "Не взрослым о детях". Таких книг не много, но пишут их замечательные прозаики: К.Драгунская, Ю. Нечипоренко и пр. Была упомянута серия издательства "Ломоносовъ" - "История воспитания", которая представляет собой исследования и мемуары о детстве русских царей и дворянских детей. 

Были названы премии в области литературы для детей. Это "Заветная мечта", конкурс С. Михалкова, фестиваль "Молодые писатели вокруг "Детгиза", конкурс "Новая детская книга" от издательства "Росмэн", премия "КнигуРу". 

В.П. Чудинова (РГДБ) рассказала об опыте других стран выстраивания политики по регуляции книжного рынка, поддержки книгоиздания. В Швеции и Норвегии выстроены экспертные  механизмы по оценке детской литературы. В Дании была принята культурная политика в интересах детей, базой которой стали детские и школьные библиотеки. в Сингапуре было построено 100 детских библиотек и т.д. Одна из главных проблем сегодня, выстраивание соответствующей регулятивной системы и политики в отношении детского книгоиздания на базе опыта зарубежных коллег.  

С 1 сентября 2011 г. вступил в силу Закон РФ об информационной безопасности детства, о защите детей от негативной информации. В нём присутствует позиция о книгах и печатной периодике для детей. Каждый производитель обязан рейтинговать свою продукцию по нескольким возрастным градациям. Нарушения закона будут отслеживаться экспертным советом. В настоящий момент информационный ресурс РГДБ "Библио-Гид" в рубрике "Осторожно-книга!" информирует родителей о том, что "некоторые книги детям давать всё-таки не надо потому, что там полностью искажаются факты и потому, что это вообще не литература". В.П. Чудинова подчеркнула, что полностью поддерживает идею создания Общественного совета по экспертизе детской литературы.(Спасибо журналу за освещение этого события.  Информация на его страницах настолько увлекла меня, что захотелось продолжения и кое-что ещё нашлось в  Интернете. Это видеозаписи выступлений Л.С. Кудрявцевой, ветерана детского книгоиздания, сотрудника ныне не существующего журнала "Детская литература" и И.Н. Арзамасцевой, профессора Московского педагогического университета, член исполкома Совета по детской книге России.)


Много полезных знаний получила читая интервью с М. СТОЛЯРОВЫМ, генеральным директором Центра книжной культуры "Гутенберг" "УНИКАЛЬНАЯ КНИГА НЕСЁТ В СЕБЕ ОТКРЫТИЕ". Идея центра создать площадку всем, кто занимается редкой книгой, и развивать направление уникального книгоиздания.В Центре представлены книги издательств "Ломоносовъ", "Кожаная мозаика", "Ламартис", "Вита Нова", "Игра слов", "Пн Пресс", "Букос", работы издательства и переплётной мастерской Вяткина, "АСТ-Пресс", "Азбука-Аттикус", "Альфарет", Арбор". Один из уникальных проектов серия "Весь Доре" издательства "Кожаная мозаика". Характерные направления для текущего развития редкой книги - репринты, переиздание старинных книг, издание новых книг. Скоро появятся книги с логотипом Центра книжной культуры "Гутенберг".

Тема издания научно-популярной литературы освещается в статье "НАУКА УСПОКАИВАЕТ, ОНА ЛИШАЕТ НАС СТРАХА". В России на поддержку просвещения обратила внимание частная инициатива. В 2008 г. Фондом "Династия" была учреждена премия "Просветитель", которая вручается отечественным авторам, "популяризирующим идеи, которые формирует учёное сообщество". В основном авторы, вытягивающие интерес к научно-популярному жанру, - это зарубежные просветители: С. Хокинг, Б. Грин, М. Каку. В издательстве "Амфора" запускается  серия "Новая эврика", издательская программа есть и у журнала "Наука и жизнь", где увидела свет замечательная книга Н. Карпушиной - "Любимые книги глазами математика". В России научно-популярную литературу читает не более 3% населения. Главным образом люди за 40. На подъёме находится детский научпоп. Хокинг для детей, книги по языкознанию, издания "Розового жирафа" пользуются спросом. В последние два года в Москве появилось несколько площадок подходящих для представления такого рода изданий. Политехнический музей, Планетарий, музей "Эксперементаниум". Научные фестивали проводят МГУ им. Ломоносова, фонд "Династия", ИД "Парк-медиа", "АСТ-Пресс".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.