воскресенье, 10 февраля 2013 г.

Библиотечное дело. - 2012.- № 18

СОДЕРЖАНИЕ
Тема номера: Чтение в эпоху постмодерна
СЛОВО РЕДАКТОРА

Авторы СМЕТАННИКОВА Н., БЕЛОКОЛЕНКО М.  в статье "ЧИТАТЕЛИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ И НОВАЯ КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ" пишут о влиянии чтения на становление личности и о воспитании компетентного читателя. Приведу несколько, на мой взгляд, интересных цитат, касающихся переосмысления чтения:
"При всей непреходящей роли классики, важно понимать, что воспитание компетентного читателя питается доступом к современной, актуальной литературе. К произведениям тех авторов о которых говорят, тех авторов, которые становятся лауреатами государственных и авторитетных общественных премий. Сегодня известно, что современная художественная литература является более привлекательной для младших школьников и подростков и влияет на их интерес к чтению. С этой точки зрения необходимо постоянно заботиться о том, чтобы поступление в библиотечные фонды современной литературы не отставало от актуального читательского спроса... Соблюдение баланса между классической и современной литературой - дело и ответственность каждого педагога и библиотекаря." 


"Сейчас мы имеем некоторые количественные характеристики чтения.  Так,...  для поддержания навыков чтения необходимо читать 11  страниц текста в день, сочетая  чтение про себя с чтением вслух. "
" Сегодня рассматривается... три модели чтения: чтение с листа, чтение с экрана и чтение на слух. "
"Что можно констатировать сегодня?
  1. Экранное чтение является более привлекательным занятием,  особенно для подростков,  так как оно более активно,  интерактивно,  и этот факт используется для повышения мотивации к чтению в данном возрасте. 
  2.  Техника чтения с экрана отличается от техники чтения с листа  (скорость, количество фиксаций на строку, их объем, количество регрессивных движений); 
  3. Модель экранного чтения включает более выраженные стадии... 
  4.  Когнитивные операции при экранном чтении отличаются от тех,  что используются при чтении с листа; 
  5. Изменяются отношения между автором текста,  аудиторией,  для которой он написан, и его читателем; 
  6. Изменяются языковые средства создания смыслов текста и отношение языков в мире.  Электронный язык стал своеобразным новоязом,  определяющим субкультуру пользователей. .. Упрощение грамматики,  лексики и появление новых слов и новых значений лишь самые бросающиеся характеристики нового электронного языка; 
  7. Набор качественных показателей чтения изменяется в результате распространения модели чтения с экрана; 
  8.   Экранное чтение пока не заменяет,  не подменяет чтения с печатного листа,  а дополняет его, особенно, если имеется в виду вдумчивое чтение-размышление; 
  9.   При условии выделения качественных показателей чтения можно выявить стратегии и создать методики, которые развивают одновременно как чтение с экрана, так и чтение с листа; 
  10.  Появляется новая модель чтения,  теоретически описать которую пробуют исследователи чтения. "
"Сегодня мы знаем, что характеризует компетентного читателя. Такой читатель читает всю жизнь... Воспитание зрелого читателя является  целью всей системы образования и культуры. "
"Любую программу обучения чтению и продвижения чтения нужно ориентировать на поддержку всех форм и моделей чтения — чтение с листа,  чтение с экрана и чтение на слух."
Полезная статья для тех, кто пытается переосмыслить формы работы с читателем нового поколения. Она даёт почву  для осознания и принятия библиотекарями современного способа чтения.


АРТ-НОЧЬ В НЕКРАСОВКЕ. 

Библиотеки предлагают сегодня не только книги, а площадку для реализации творческого потенциала.  В ЦУНБ им. Н.А. Некрасова успешно реализуется новый проект- "Арт-ночь".  В первую очередь он направлен на привлечение новых читателей, особенно из среды модной, креативной молодёжи, а также представляет библиотеку как современный мультимедийный центр, который может стать по-настоящему культовым местом для интеллектуалов, желающих творчески реализоваться. Страница ВКонтакте, а также несколько видоесюжетов дают возможность представить атмосферу, царившую на празднике поэзии. 







Материал И.БАРКОВОЙ "ПОД "ШЛЯПОЙ ВОЛШЕБНИКА". РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ПОКОЛЕНИЯ NEXT" хороший пример того, как можно сделать традиционное библиотечное пособие привлекательным для современного читателя за счёт нестандартного содержания и необычной формы.   В "Детской ЦБС" г. Новокузнецка удалось выработать свой стиль выпуска указателей и списков литературы, справочно-библиографических материалов. Возникли новые жанры указателей, особенностью которых является сочетание вторичной (библиографической) и первичной (фактографической) информации. Многие из них выполнены с применением  информационно-компьютерных технологий и размещены на сайте библиотеки в разделе "Электронные продукты МБУ "ДЦБС".  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.