пятница, 2 августа 2013 г.

Справочник руководителя учреждения культуры.- 2013.- № 4

СОДЕРЖАНИЕ

В журнале опубликована  статья-консультация заведующей сектором правового обеспечения деятельности библиотек отдела межбиблиотечного взаимодействия Е.И. БОРИСОВОЙ "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ В УСЛОВИЯХ ЗАКОНА № 436 "О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ", о внедрении норм закона в практику библиотек. 
Не смотря на то, что закон вступил в силу  уже почти год назад 01.09.2012 г., вопросов у библиотек не стало меньше. Материал специалиста РНБ поможет кому-то создать  понятную систему реагирования на Закон № 436-ФЗ, а кому-то приложить рекомендации  к уже предпринятым в  библиотеках мерам по его реализации, с целью  не пропустить что-нибудь существенное.

Автор называет спорные моменты закона:
  • Отсутствие разграничения зон ответственности между "производителем" и "распространителем" информации обязывает общедоступные библиотеки проводить возрастную классификацию всего библиотечного фонда. Исходя из норм закона библиотеки могут одновременно выступать как в роли производителей, так и распространителей информационной продукции. А значит, согласно п. 1 ст. 6 они обязаны самостоятельно заниматься её возрастной классификацией до начала оборота - выдачи из библиотечного фонда.
  • В соответствии с нормами закона возрастной маркировки требует вся информационная продукция (печатная, аудиовизуальная на любых видах носителей, базы данных, продукция СМИ) за исключением печатной, выпущенной в оборот до дня его вступления в законную силу (п. 2 ст. 23). 
"Однако выдача документов из библиотечного фонда всё равно должна осуществляться в соответствии с возрастом, поэтому библиотекам придётся либо заниматься маркировкой каждого документа, либо преодолевать правовые барьеры каким-либо иным способом."
  • Невыполнимые дополнительные требования к обороту информационной продукции - размещение в стенах одной библиотеки отделов, обслуживающих детей, и отделов,  работающих со взрослыми, на расстояние не менее чем 100 м друг от друга (п. 3 ст. 16).

Нарушение норм Закона влечёт за собой для юридических лиц наложение значительных сумм штрафа и административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. В связи с этим игнорировать его не возможно, и придётся принимать меры по его исполнению, что в действительности значит - находить решения, совершая обходные маневры и преодолевая воздвигнутые законом непреодолимые препятствия.

Далее автор статьи предлагает руководителям библиотек разработать чёткий алгоритм действий:
  1. Ознакомить своих сотрудников с нормативно-правовой базой, регулирующей отношения в сфере информационной безопасности детской читательской аудитории.  
  2. Принять управленческие решения на всех участках работы, которые подпадают под действие Закона № 436-ФЗ комплектование, каталогизация, обслуживание, организация массовых мероприятий.
На отдел комплектования возложить обязанность по размещению знака информационной продукции:
  • Начиная с 1 сентября 2012 г. библиотеки должны комплектоваться документами, снабжёнными возрастной маркировкой. В виду этого библиотекам рекомендуется при заключении договоров с поставщиками печатной продукции включать в эти договоры специальный пункт, который перекладывал бы ответсвенность за размещение знака информационной продукции на поставщика, а в случае несоблюдения им этого пункта договора предусматривал требование возместить убытки, понесённные в результате допущенного нарушения.
  • Руководителю библиотеки рекомендуется организовать проведение классификации печатной и аудиовизуальной продукции поступившей в библиотеку без соответствующего знака после 1 сентября 2012 г.
  • Составить перечень объектов БФ, не подлежащих классификации - научная, научно-техническая, статистическая информация, а также информационная продукция, имеющая значительную историческую, художественную и культурную ценность, и утвердить его внутренним нормативным актом.
  • Необходимо создать экспертную группу (п. 1 ст. 6 и ст. 17) из числа сотрудников, имеющих высшее профессиональное образование и обладающих специальными знаниями в области педагогики, филологии, библиотечного дела, возрастной физиологии, детской психиатрии (п. 5 ст. 17) для проведения экспертизы печатной и аудиовизуальной продукции. При организации этой работы можно руководствоваться не только нормами Закона № 436-ФЗ но и приказами Роскомнадзора и Минсвязи.
  • Рассылать поставщикам уведомления об обязательности размещения знака информационной продукции на изданиях, поставляемых в библиотеку. При отсутсвии такого знака на изданиях сведения о возрастной классификации должны запрашиваться у поставщика, который указывает их в сопроводительных документах.
  • Обеспечить наличие знака информационной продукции при создании библиографической записи и формировании электронного каталога библиотеки.
Обслуживание пользователей:
  • Выдача изданий, имевшихся в фондах до 1 сентября 2012 г., должна осуществляться в соответствии с возрастной классификацией. Издания для дошкольного возраста (0-6 лет) соответствуют знаку 0+, для младшего школьного возраста (7-11 лет) - 6+, для среднего школьного возраста (12-15 лет) - 12+, для старшего школьного (16 и старше) - 16+.
  • Разместить информацию о введенной возрастной классификации информационной продукции на кафедрах выдачи литературы в читальном зале и на абонементе.
  • Доступ детей к информации в сети Интернет организуется в соответсвии с требованиями ст. 14, в которой основным условием её предоставления является применение технических и программно-аппаратных средств защиты от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
"Работники, связанные с обслуживанием пользователей в сети Интернет, должны нести персональную ответственность за информационную безопасность детской читательской аудитории".

  • "Если библиотека имеет веб-сайт, зарегистрированный в качестве средства массовой информации, то в соответствии с п. 5 ст. 11 и п. 2 ст. 14 Закона № 436-ФЗ  на основном меню сайта обязательно  должен содержаться знак возрастной классификации. Классификация сайтов осуществляется их владельцами самостоятельно". 
Массовые мероприятия:
Знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении её распространения среди детей должен быть размещён на афишах и иных объявлениях, на входных билетах, приглашениях и других документах на право посещения мероприятия, а также пред началом демонстрации фильма на экране.
"Все действия предпринимаемые библиотекой во исполнение требований Закона № 436-ФЗ, должны быть оформлены в виде приказов, распоряжений, инструкций, положений и иных внутренних нормативно-правовых документов в которых необходимо закрепить персональную ответственность работников за свой участок работы."
К статье даны  приложения: список нормативно-правовых документов и Инструкция по проведению зрелищных (массовых) мероприятий в библиотеке в условиях реализации ФЗ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". 

(В заключение обзора журнального материала нельзя обойтись без ссылки на  Рекомендации Российской библиотечной ассоциации по реализации норм Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в общедоступных библиотеках России, осуществляющих обслуживание пользователей до 18-летнего возраста Утверждены на Всероссийском библиотечном конгрессе: XVIII Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации в Пензе 14 мая 2013 г.)



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.