понедельник, 26 марта 2012 г.

Университетская книга.- 2012. - январь-февраль

СОДЕРЖАНИЕ

Обзор номера начну с  рубрики "Библиотечное дело" и статьи Е.Н. ГУСЕВОЙ "ЧТО ЖДЁТ БИБЛИОТЕКИ...ОТГОЛОСКИ ДУЭЛИ".  Снова, как и в предыдущем обзоре "ШБ", возвращаемся в КРЫМ-2011. Осмысление и обсуждение идей форума год спустя   подчёркивает актуальность и значимость этого профессионального события. Евгения Николаевна Гусева участница интеллектуальной дуэли "К барьеру", которая состоялась на крымской конференции прошлого года, сообщает о том, что тема начатая там обсуждается среди профессионалов до сих пор. В Крыму  жёстко, местами агрессивно присутствующим на дуэли показали, что если библиотеки не изменятся, не найдут своё место в эпоху тотальной электронизации, будущего у них нет.
Идея  победителя дуэли В. Степанова (МГУКИ, Москва) очень проста. В современных условиях тотальной информатизации “поле”, на котором могут “играть” библиотеки, сохраняющиеся в их привычной форме, все больше сужается. Этакая "шагреневая кожа” получается (советую посмотреть "Шагреневая кожа библиотечного пространства" - авторский вебинар В.К. Степанова). Библиотеки утратили  монополию на информационное обслуживание. Оказалось, что они не столь уж  общедоступны, их массовые мероприятия имеют ограниченный контингент приверженцев, и на этом поприще у них тоже есть сильные конкуренты. Библиотеки не в состоянии предоставить услуги на уровне требований и возможностей эпохи. Важно понять и решить прагматическую сторону вопроса: как библиотекам жить в этих условиях, какие услуги предлагать, как себя позиционировать? Как культурно-досуговый центр? Как место доступа (бесплатного или не очень) к полезной информации и документам? Как место хранения бумажных книг? Как место сбора творцов-маргиналов? 

В дальнейшем Е. Гусева провела сравнительный анализ того, как представляют миссию, роль, и функции библиотек сами библиотекари в своих документах, и как они представлены в стратегических государственных документах. Получилось, что библиотекари позиционируют себя размыто, невнятно, глобально и неконкретно, тогда как государством чётко определено, что библиотеки это место культурного досуга, доступа к информации, самообучения и сохранения бумажных книг. Каковы условия выживания библиотек в нынешних условиях и направления их эволюции? Некоторые ответы участниками дискуссии были найдены, но реальных путей решения проблемы не было предложено.

В постоянной рубрике "Формирование библиотечных фондов" крайне полезная статья для руководителей библиотек и специалистов по работе с фондами. Т.В. ПЕТРУСЕНКО, И.В. ЭЙДЕМИЛЛЕР "ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО.   Авторы рассказывают о двух  новостях законодательства. Первая о том, что с 8 декабря 2011 г. библиотеки получили право  приобретать без конкурсных процедур по счетам на сумму до 400 тыс. рублей в квартал одноимённые товары (п. 14.1 94-ФЗ) в соответствии с кодами действующей «Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков». Соответственно, по каждому коду в год это составляет 1 млн 600 тыс. рублей. Учитывая практику взаимоотношений с чиновниками и юристами «на местах», они обращают внимание, что указанные изменения закона не коснулись других пунктов  ст. 55 «Случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». В том числе, без изменений остался (и действует) п. 19 ч. 2 ст. 55. по которому так же свободно и на любую сумму можно покупать  у издателей печатные и электронные издания, если им принадлежат исключительные права на их использование.
Новость вторая - об учёте и списании библиотечного фонда, а также его перераспределении. Речь идёт о приказах Минкультуры РФ № 956 и 957, которые регулируют порядок списания федерального имущества и в том числе особо ценного движимого имущества (ОЦДИ).   По мнению компетентных авторов приказы Минкультуры РФ  представляют интерес не только для библиотек владельцев федерального имущества, но и для всех остальных библиотек-получателей бюджетных средств (ведомственных, региональных, муниципальных). Это обусловлено тем, что стратегическая и практическая цель государственных органов управления заключается в стремлении самым тесным и непосредственным образом связать традиционный библиотечный учёт с учётом бухгалтерским (бюджетным). Таким образом, нормативные документы, касающиеся всех видов учёта и движения основных средств (это значительная часть библиотечных фондов, приобретаемых и учитываемых по ст. 310) на всех уровнях государственного управления, будут иметь аналогичный характер, обусловленный едиными для всех учреждений-получателей бюджетных средств правилами бухгалтерского (бюджетного) учёта. И тогда, для принятия решения о списании БФ как ОЦДИ, библиотека бюджетного типа должна будет сформировать комплект документов, который содержит 10 позиций и предоставить его учредителю для согласования решения о списании. Процесс списания в библиотеках бюджетного типа сильно осложнится и затянется.

В рубрике "Действующие лица" из интервью с МИХАИЛОМ СЕСЛАВИНСКИМ "НОЕВ КОВЧЕГ "КНИЖНОГО РЫНКА" узнала,  что читательские предпочтения Михаила Вадимовича классические произведения, любимый Юрий Трифонов, что касается современной прозы, то он не самый большой её поклонник, хотя не так давно прочитал "взахлёб" книгу Архимандрита Тихона "Несвятые святые", потому что у произведения есть аура. "Когда человек, чем-то увлечённый в своей жизни, рассказывает об этом простым и чрезвычайно интересным языком, приводит живые примеры, то книга закономерно становится супербестселлером, и её тиражи уже превышают полмиллиона экземпляров. я думаю, что она носит серьёзный мировозренческий характер и повлияет на огромное количество людей, которые по-другому начнут относиться к православию, да и к вере вообще." (Такой отзыв от руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и библиофила окончательно побудил меня заказать книгу в интернет-магазине.    Решению купить также способствовали журнал "Книжная индустрия"(2012.-№1), который  назвал "Несвятые святые и другие рассказы" лучшим проектом 2011 года и журнал "Что читать" (2012.- №2)  интервью с Алексеем Варламовым "Задача писателя - не навредить",  где книга названа "отличной" и "сразу классика". Предвкушаю  чтение.)

Интересный материал об event-маркетинге от директора по маркетингу сети магазинов "Новый книжный" и "Читай-город" Н.Ш. ФИЛЮКОВОЙ "НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ EVENT-МАРКЕТИНГА В КНИЖНЫХ МАГАЗИНАХ" С английского языка слово event переводится как событие.  Книжные магазины ведут активную конкуретную борьбу за свободное время и внимание своей целевой аудитории (знакомое для библиотекарей занятие!). Задаются вопросом - как сделать так, чтобы посещение книжного магазина стало полезным и приятным. Компания "Новый книжный - Буквоед" выработала ряд успешных  event-технологий, не требующих больших финансовых затрат и создающих позитивное настроение у потребителей. Встречи с интересными людьми: для жителей регионов со "звездой", для пресыщенной московской публики с личностью неординарной, умеющей создавать из своего выступления шоу. Интерактив: дать возможность аудитории почувствовать себя героями фантастической книги на костюмированном балу поклонников жанра фэнтези или на презентации издания "История русской водки" устроить дегустацию старинного русского напитка. Претензия на оригинальность: "Пелевин-party", главная идея - создать непринуждённую и творческую атмосферу неформальной вечеринки, вовлечь покупателя в некое действо. "Пелевин-party" была насыщена событиями - конкурс для "очумелых ручек" "Собери Пелевина", викторина "Всё о Пелевине", конкурс на лучший рекламный слоган "Продвинь!". Визуализация: беспроигрышный вариант - мастер-класс. Особенно, если он визуализирует презентуемую книгу, например "Лучшие причёски на все случаи жизни". Атмосфера: акция к выходу романа Харуки Мураками "1Q84", посвящённая Японии. В магазине были гости - японцы. Проводилась викторина на знание традиций и культуры Страны восходящего солнца, в конце состоялся мастер-класс по каллиграфии. Дополнительная информация: например, на презентации книги провести семинар или тренинг. Приоритеты: в одном случае важен автор, в другом - тема. В сети магазинов действуют три программы, направленные на привлечение юных покупателей. Детский развивающий центр "Морковка", "Детские чтения", "Экскурсии для детей".

В материале ВОРОПАЕВА А.Н. ЭЛЕКТРОННОЕ ЧТЕНИЕ В РОССИИ подробно представлены результаты масштабного исследования  Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям совместно с Аналитическим центром Юрия Левады  электронного чтения в России и жанровым предпочтениям читателей электронных книг. Масштабное исследование пересказывать не буду, но результат ответа на вопрос "Записаны ли Вы в какую-либо библиотеку?" изложу. Оказалось, что среди читателей, совмещающих "бумажное" и "электронное" чтение, больше тех, кто записан в библиотеку (причём как в одну, так и в несколько), а среди читающих только бумажные книги чаще встречаются те, кто вовсе никогда не был записан в библиотеку, и те, кто раньше был записан, но больше ей не пользуется. То есть, читатели бумажных и электронных книг оказались ещё и более активными, нежели читатели только бумажных книг, посетителями традиционных библиотек. (Неожиданно, правда!?)

2 комментария:

  1. Познакомиться с этим журналом у меня не было никаких шансов. Так что спасибо за работу, которую вы для нас проделали! :) Мне было интересно и полезно.
    За ссылку на вебинар отдельная благодарность.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за интерес к материалам блога, VolNa. Для меня мнение читателя о выборе материала для обзора всегда ценно.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.