понедельник, 30 июля 2012 г.

Библиотека в школе.- 2012.- № 6

СОДЕРЖАНИЕ
Мысль в подарок:
 "В диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ".
 Марина Цветаева


В июне этого года Ольга Константиновна Громова, главный редактор "БШ" и тренер "Школы библиотечного лидерства", приехала к нам в Тверскую ОУНБ им. А.М. Горького, чтобы провести проектный семинар "Открытые пространства библиотек. Видимо-невидимо?" в рамках летней сессии семинара "Современная сельская библиотека: формула жизни". Библиотекарям занятия  понравились и они с энтузиазмом  строили  библиотеки будущего, размещая отделы и зоны на имеющихся в их распоряжении  планах-схемах двухэтажного здания. C информацией об итогах недельного семинара "Современная сельская библиотека: формула жизни" можно познакомиться на сайте библиотеки  http://www.tverlib.ru/news12/0618-22.html .


А теперь обо всём, напечатанном на страницах свежего номера "БШ", что  заинтересовало сильнее всего. 

Небольшая информационная ссылка "В РУНЕТЕ ПОЯВИЛАСЬ ВСЕОБЩАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖУРНАЛОВ" сообщает о начале работы проекта ЛитБук,  задача которого размещение на своих страницах электронных версий всех печатных русско-язычных литературных журналов. На ЛитБуке присутствуют следующие сервисы: книгообмен, возможность смены шрифта и его размера, лучшие цитаты, добавление статей в избранное, индивидуальные настройки на интересующие издания, комментарии к статьям, страничкам писателей и  журналам. На данный момент в числе участников  32 журнала. ЛитБук альтернатива ЖЗ, хорошо известному читающей и печатающейся публике. (Для меня читательская интрига ЛитБука состоит прежде всего в новых именах, малотиражных и потому малоизвестных изданиях, шансе "откопать" свежее,  талантливое произведение, прочитать его первой и открыть другим.) 

В обзоре мероприятий для детского и школьного библиотекаря апрельского московского педагогического марафона учебных предметов 2012 г. Е. КУЦЕНКО "ЗАПРЕТНЫЕ ТЕМЫ"  автор акцентирует внимание на новых книгах для подростков, затрагивающих острые, болезненные темы: смерть близких, болезни, семейное насилие. Они вышли в ИД "КомпасГид" - Б.Т. Ханика "Скажи, Красная шапочка"  и Ф. Павлофф  "Коричневое утро". Библиотечные специалисты, в отношении  этих произведений, стоят на разных позициях. Одни считают, что ни к чему "будить лихо, пока оно тихо", другие, приводя в пример "Преступление и наказание", "Дети подземелья", призывают не убирать  книжки на запретные темы с полок. (Почитайте рецензии ЦГДБ им. А.Гайдара, Марии Порядиной  (РГДБ) и О. Мяэотс (ВГБИЛ им. М.И. Рудомино) .

Ольга Мяэотс прочла  традиционный для педагогического марафона обзор "От апреля до апреля: новая литература для подростков" (Видеотрансляция. Сразу предупреждаю, что качество записи плохое. Не видно изображения на слайдах презентации, поэтому нужно внимательно слушать Ольгу Мяэотс, чтобы узнать  названия произведений и имена писателей с обложек, представляемых ей книг.)
Учитывая, что на рынке детско-юношеской литературы, заполненном огромной массой трэшевого чтива, трудно отыскать действительно качественные книжные новинки, рекомендую посмотреть эту запись с замечательным рассказом знатока-профессионала о достойных прочтения  книгах, авторах, художниках и издательствах.  На вкладке номера "Остров сокровищ" А. РЕМЕЗ в статье "ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО МЫ!" рассказывает о творчестве молодых детских писателей: Т. Михеевой, И. Павловой, Ю. Кузнецовой, А. Петровой, Д. Вильке и др. На диске, приложенном к журналу, помещены тексты произведений.   

Статья И. ДЕТКИНОЙ и Н. КОЛОСКОВОЙ "В ШКОЛУ ЗИМОЙ, И ЛЕТОМ" о II Зимней школе сельских библиотекарей Вологодской области "Методика информационной и досугово-просветительской работы с трудными подростками" (март 2012 г.). В статье представлены несколько проектов и программ из опыта работы библиотек Вологодской области. "Молодёжные субкультуры" ЦРБ им. Батюшковых г. Устюжны, "Библиовакцина" Желябовской сельской библиотеки Устюженской ЦБС   и "Проведение интерактивных занятий в библиотеке с детьми группы риска с использованием мультимедийных технологий" Вологодской ОЮБ им. В.Ф. Тендрякова.
Особое внимание библиотечных специалистов привлёк рассказ о прошедшем в конце 2011 года в  ОЮБ областном конкурсе буктрейлеров "Книга в кадре" (ссылка дана на страницу "ВКонтакте", где размещены все работы участников и  победителей). Участники конкурса абсолютно разные по возрасту. Самому младшему - 10 лет. Интересен выбор книг по которым созданы буктрейлеры: Д. Бойн "Мальчик в полосатой пижаме", Д. Дефо "Робинзон Крузо", А. Чехов "Каштанка", Э. Веркин "Книга по выживанию в школе". Самым популярным оказалось творчество А.С. Пушкина и В. Белова.
В конкурсе не выделяли участников, которые относятся к "группе риска", но буктрейлеры, поступившие на конкурс, очень пригодились в работе с ними. Книги заставляют сопереживать героям, задумываться о сверстниках, попавших в трудную жизненную ситуацию, учат быть милосердными и понимать других. В качестве примера приводится созданный видеоряд по книге С. Волкова "Дети пустоты".

Подведены итоги Всероссийского конкурса библиотекарей "ВРЕМЯ ГАЙДАРА", объявленного общественным фондом Егора Гайдара и общественным советом "Уроки девяностых". Первую премию вручили заведующей библиотекой № 8 ЦБС г. Белова Е.В. МОЧАЛОВОЙ.  "БШ" опубликовал впечатления победителя и на диске представил  авторские  материалы: Рекомендательный указатель литературы "Знать и помнить", сценарий Урока гражданина "Параллели истории" для старшеклассников, презентацию книжной выставки для учителей "Уроки истории", презентацию "Уроки истории от тоталитаризма к демократии. И обратно?". Материалы будут особенно полезны тем библиотекам, которые имеют в своём фонде книги проекта «Уроки девяностых» , издательства "Возвращение".

В "БШ" принято обращать внимание  на чтение и делается это различными способами. В специальных рубриках, вкладках, колонках или в беседе на различные важные темы. Например, О.В. КОЗЛОВА, заканчивает статью "СТРАСТИ ПО "ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ" (анализ комплекта изданий для школьного учебного курса  "Основы религиозных культур и светской этики") письмом о чтении вместо эпилога:
"На днях с удовольствием прочитала учебник для 4-5-х классов А.В. Кураева "Основы православной культуры"..Учебник написан предельно простым..кристально-ясным языком... Замечательной находкой автора учебника является решение, когда не учебник объясняет Библию, а Библия используется как иллюстрация к сюжетам учебника..."
Следующая  рекомендация дана  книге   "Добрые лица" Дмитрия Шеварова, награждённого в этом году Горьковской литературной премией. Просто замечательно сказал о ней критик Лев Пирогов: 
"Получилась книга редкой, удивительной силы. Столько в ней людей: разных, несхожих, противоположных по симпатиям и антипатиям, убеждениям и заблуждениям, - ни об одном у автора не находится ни одного худого слова! ...во всех автор видит хорошее..Только оно важно, только оно ему интересно."
"БШ": "В разных библиотеках читают эту книгу. Вокруг неё организуют и выставки, и целые проекты".
В рубрике "Особая полоса" опубликованы "ПОЧТИ МОНОЛОГИ О РАЗНЫХ БИБЛИОТЕКАХ". Информация к размышлению от руководителей ГПНТБ Я.Л. Шрайберга  и М.В. Гончарова. Яков Леонидович делился своим мнением о проблеме совмещения, сопоставления, сосуществования детских и школьных библиотеках и статуса этих категорий библиотек:
"А надо ли делить школьные и детские библиотеки и вкладывать средства в развитие их инфраструктур, если речь идёт фактически об одном и том же контингенте читателей, посетителей библиотеки?"
"Детские, детско-юношеские, юношеские библиотеки..Я называю такое деление дискриминацией по возрастному принципу". 

проблемах "интернетизации" школьных библиотек, об обучении с помощью Интернета,  о цивилизованном применении интернет-информации, координации ресурсов школьных, детских и иных библиотек в рамках региона, о досуговой активности библиотек.  
С Михаилом Владимировичем разговор проходил под кодовым названием "О детях, Интернете и электронных ресурсах". Как отец двух детей он хорошо знает, что ученикам нужны полные тексты, а не библиография. Считает  проблемой, что из 100 сайтов произвольно выбранных 10 могут быть полезными для обучения, а 90 принесут школьнику скорее вред, чем пользу. Даже на государственных порталах 20% исключительного, эксклюзивного ресурса, 30% стандартного, "проходного", а остальное окажется информационным мусором. Поэтому должна вестись серьёзная аналитическая работа.

Т.А. БУЛАВИНА, Н.И. ЗАХАРОВА из школы пос. Свободный Свердловской области дают мастер-класс "МУЗЕЙ ПРОЖИВАНИЯ ОДНОЙ КНИГИ" (видеотрансляция). (Подробно  технология описана здесь bibl-mobl.ru/konkurs/teh-muz.pdf ).Создание музея проживания одного произведения - это, прежде всего, кропотливая работа с текстом. Это открытый диалог по проблемам волнующим подростка. Как пример авторы предлагают новеллу Ф. Павлоффа "Коричневое утро". Что за экспонаты собираются в музее - это работы, выполненные в разных техниках: рецензии, критические статьи, письма, написанные автору или герою прочитанной книги. Также в музейной экспозиции могут быть любые предметы, имеющие непосредственное отношение к тексту.
Экспонат музея по книге Т. Маруки "Хиросима". URL изображения  http://ph-kompasgid.livejournal.com/44214.html
Работы могут выполняться как коллективно, так и индивидуально. Создание музея одного произведения - это повышение мотивации к самосовершенствованию, развитие творческих личностных качеств, развитие навыков работы в команде, умение находить множество способов решения проблем и навыков публичных выступлений в роли экскурсовода. (Внимание! Издательство «КомпасГид» объявляет конкурс «Музея проживания одного произведения» для библиотекарей и педагогов по работе с книгами Тоси Маруки «Хиросима» и Франка Павлоффа «Коричневое утро».).

Недавно сельский библиотекарь Г.Д. Эркаева из Костенеевской сельской библиотеки Елабужского района республики Татарстан стала победителем в международном конкурсе-премии ИФЛА-2012 в области библиотечного маркетинга. Об этом читайте в сообщении "ПРЕМИЯ ИФЛА ОТПРАВИЛАСЬ В КОСТЕНЕЕВСКУЮ БИБЛИОТЕКУ". Проект "Читает всё село" вошёл в число лауреатов и занял почётное 3-е место. В селе проживает всего лишь 558 человек. Библиотека - для всех односельчан. Из письма автора проекта:
"Мною была разработана программа, которая позволяет всем библиотекам подняться на абсолютно новый уровень работы. Программа охватывает все возрастные и социальные группы сельского населения, способствует популяризации чтении.., помогает сделать каждый дом - читающим домом, приобрести новый имидж - вот те маленькие задачи, с которых начинается грандиозный замысел".
 Что же такого напридумывала и воплотила в жизнь сельский библиотекарь. «Праздник книги», ток-шоу для молодежи «Самая интересная девуш­ка – читающая девушка», акция «Читаем детям по 20 ми­нут в день», разнообразные конкурсы: «Лидер чтения», «Самый читающий класс», «Самая читающая семья», «Прочитал – расскажи», «Учитель – пропагандист книги», «Лучший волонтёр», «Мы читаем и рисуем», «На лучший библиотечный слоган», «За­кладка – загадка», социологическое исследова­ние «Отношение молодёжи к книгам», маркетинговое исследование совместно с почтой «Что выписывают сельские жители, какие газеты и журналы предпочитают они читать?», исследо­вание «Сельская библиотека, какой ей быть?», услуга «Библионяня», центр общественного доступа к Интернету, сайт библиотеки.
На диске журнала публикуется вся история: как подавалась заявка, какими словами был описан проект, чтобы другие библиотекари не боялись делать первый шаг, вдохновлялись и дерзали! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.