воскресенье, 21 октября 2012 г.

Библиотека в школе . - 2012. - № 8

СОДЕРЖАНИЕ

И снова КРЫМ-2012, но теперь уже о проблемах, поднятых на "детской" секции. В этом году компания "Март" и Оргкомитет Конференции организовали прямую Интернет-видеотрансляцию с мероприятий секции № 12 "Проблемы чтения и информационной грамотности детей и юношества". О чём спорили, чему удивлялись, что решали на "детской" секции самой "взрослой" конференции пишет ЕЛЕНА ИВАНОВА в своём материале "ДЕВЯТНАДЦАТАЯ КРЫМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: РЕПЕТИЦИЯ ПЕРЕД ЮБИЛЕЕМ".
Очень интересные доклады сделали представители  детских библиотек г. Санкт-Петербурга: 

Л.В. Степанова "Современные детские культурные стратегии и перспективы развития библиотечной среды".

Н.А. Сомова "Современные методы адаптации юного читателя и расширенный взгляд понятия "толерантность" на постсоветском пространстве: опыт работы библиотеки-филиала № 4 ТЦБС Пушкинского района. Проект "Практика чудесного".

Состоялась презентация библиотечного проекта под названием "Читаем Гайдара сегодня. Старые ценности и новые технологии". ЦГДБ им. А.П. Гайдара (Москва) придумала прочитать вслух и записать на видео повесть А.П. Гайдара "Чук и Гек", тем самым воплотить идею "читать вместе".

На проблемном семинаре "Недетские темы в детской литературе" (см. на 36-й минуте трансляции) речь шла о том, как обсуждать трудные темы с детьми и подростками, о современных книгах на трудные темы про смерть, насилие, жестокость, унижение духа. О книгах, которые дети должны читать с родителями, со взрослыми. О том, что надо давать умные книги и при этом помнить о главной заповеди - "не навреди!" Прозвучала ключевая фраза: есть "запрещающие" взрослые, а не запретные темы в литературе.

На сессии "Электронный мир детских и школьных библиотек" зам. директора по автоматизации ЦГДБ им. А.П. Гайдара Н.А. Маслова представила проект детского интерфейса электронного каталога для детей 8-10 лет. Это попытка создать удобный, понятный для ребёнка механизм поиска по электронному каталогу, по специально отобранным для этого возраста книгам. Она предложила поразмышлять над соотношением формы и содержания в современной библиотечной работе.  
"Пользователя чаще всего привлекает именно форма. Библиотеки переполнены содержанием. И им надо начинать поиск форм для преподнесения всего этого богатства: информация, содержания. Мы должны увлекать нашего читателя формой." 
Для этого в библиотеках, например, используются планшетники для представления новых книг, работают с мультипликацией, внедряют роботов.
(Какой точный посыл! Наш семинар для молодых и  работающих с молодёжью библиотекарей тоже выявил первоочерёдность задач поиска и освоения новых форм.)

Много интересных докладчиков выступили на сессии "Инновации в библиотеках для детей: подходы, технологии, услуги":
 М.В. Ивашина "Библиотека для молодых: преодолеваем крутые повороты!" (текст опубликован в следующем номере журнала, а пока можно смотреть видео трансляцию c 29 минуты);

Е.А. Храмова "Читаем, общаемся, творим: особые дети в библиотеке" - о целевых программах, разработанных в библиотеке для обслуживания детей с психологическими проблемами развития.

На мероприятии Открытый микрофон на тему "Профилактика негативных явлений среди детей и подростков: пороги о которые мы спотыкаемся..." говорили о том, как не надо вести массовую работу по таким особым темам.

Дискуссионный вопрос поднимается МАРИЕЙ ПОРЯДИНОЙ в материале под заголовком "КОТОРЫЕ ХОДЯТ И КОТОРЫХ ВОДЯТ, или Продвижение до шестого класса". Проблема  в том, что детей, которые самостоятельно ходят в библиотеки - единицы. Они не годятся для отчётности. "Показатели по цифрам" обеспечивает коллективное участие детей в массовых мероприятиях. Но, дети, которых водят в библиотеку, - это не читатели. Это просто массовка. А после шестого класса детей уже не так легко собрать толпой и затащить в библиотеку "на массовое мероприятие".
"Если библиотека готова "работать" только с массовым контингентом, то грош цена такой библиотеке."
Работа с индивидуальными читающими посетителями тонкая, ювелирная и план по цифрам и нормативам, который устанавливался человеком, не умеющим читать вообще, не выполнит. 
"Надо требовать пересмотра действующих количественных нормативов или даже полной их отмены."
(По моему, над решением  этой вечной дилеммы: "Как нам работу с индивидуальным читателем сохранить и статистику не уронить?!" билось не одно поколение библиотекарей. Так мне подумалось сразу после прочтения статьи. Но, дальше я засела смотреть видеотрансляцию с мероприятий секции и выступление Марины Вячеславовны Ивашиной  перевернуло моё сознание. С него я начала понимать современный нерв нынешней дискуссии.  Дети стали другими. Они хотят не только принимать от нас информацию, но и быть творцами, экспертами. Они "постигли возможность преодоления границ, освоив безграничность мира всеми инструментами электронной среды." Я всем очень советую обратиться к видеоматериалам секции. Прочесть доклад Людмилы Валентиновны Степановой. Мысли, прозвучавшие на конференции настраивают на  осмысление всего нового, внедряющегося в работу  библиотек как детских, так и взрослых).

http://world.lib.ru/img/s/smolina/wwwwww/
В номере продолжается разговор про ОТКРЫТЫЕ ПРОСТРАНСТВА и опубликована вторая статья  ОЛЬГИ ГРОМОВОЙ "ЗА СТЕКЛОМ". Речь о библиотеках, не имеющих собственного фасада, о тех, что встроены в какую-либо структуру: о библиотеках учебных заведений.
http://fashionforyou.ru/Boookkksss/gizn_z.html
По мнению автора статьи застекленные стены или большие внутренние окна - способ привлечь внимание к библиотеке и сделать её современной. А если нет и не будет никакого стекла, тогда можно использовать и стены: нарисовать трёхцветную полосу со стрелками и надписями ведущими к дверям библиотеки, объявить конкурс на право оформления стен возле библиотеки.. "Главное - не бояться фантазии детей и сделать ВИДИМОЙ библиотеку. Такой, какую ОНИ, а не мы, захотят увидеть".
О новом журнале для детей младшего школьного возраста пишет ТАТЬЯНА РУДИШИНА "КТО УСТРОИЛ «ТАРАРАМ»?". Пилотный номер которого  вышел в мае.
"Журнал играет, развлекает, образовывает, поучает. И делает это очень интеллигентно. При этом совершенно по-детски, без какой-либо фиги в кармане."
У "Тарарама" есть свой герой - воронёнок - специальный корреспондент журнала. Журнал рассчитан на индивидуального читателя, поэтому в нём много заданий: раскрась, вырежи и т.д. Учредили новый журнал Вадим Мещеряков и Николай Джамакулиев. Авторы статей и художники публиковались в "Издательском доме Мещерякова". На страничках для взрослых - Дина Сабитова и Захар Прилепин. Присмотритесь к новому изданию.
 

4 комментария:

  1. Спасибо, прекрасный обзор с глубокой и нестандартной подачей проблем. Очень профессионально сделаны акценты действительно на новых проблемах, которые пока не имеют однозначных решений. А к нам в Екатеринбург ещё не пришёл этот номер. Мы далеко-оооо! Но благодаря Вам мы стали жутко осведомлёнными:))

    ОтветитьУдалить
  2. Рада приветствовать Вас и Екатеринбург в своём блоге!

    ОтветитьУдалить
  3. Марина, здравствуйте! Я к Вам с почетной миссией - передаю Вашему блогу новую награду - Кубок "Признания". Подробности в блоге БИБЛИОКОМПАС. Успехов и процветания Вашему блогу! С уважением Людмила Лоневская

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, спасибо Вам большое за кубок! Мне очень приятно видеть Вас среди постоянных читателей моего блога. Я тоже к Вам периодически заглядываю. Бывает учусь всяким блогерским штучкам, бывает делюсь Вашими интересными сообщениями со своими читателями в g+ и Facebook. Спасибо за дружескую поддержку!

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.