СОДЕРЖАНИЕ
В номере продолжается разговор про ОТКРЫТЫЕ ПРОСТРАНСТВА и опубликована вторая статья ОЛЬГИ ГРОМОВОЙ "ЗА СТЕКЛОМ". Речь
о библиотеках, не имеющих собственного фасада, о тех, что встроены в
какую-либо структуру: о библиотеках учебных заведений.
По мнению автора
статьи застекленные стены или большие внутренние окна - способ привлечь
внимание к библиотеке и сделать её современной. А если нет и не будет
никакого стекла, тогда можно использовать и стены: нарисовать
трёхцветную полосу со стрелками и надписями ведущими к дверям
библиотеки, объявить конкурс на право оформления стен возле
библиотеки.. "Главное - не бояться фантазии детей и сделать ВИДИМОЙ библиотеку. Такой, какую ОНИ, а не мы, захотят увидеть".
И снова КРЫМ-2012, но теперь уже о проблемах, поднятых на "детской" секции. В этом году компания "Март" и
Оргкомитет Конференции организовали прямую Интернет-видеотрансляцию с
мероприятий секции № 12 "Проблемы чтения и
информационной грамотности детей и юношества". О чём спорили, чему удивлялись, что решали на "детской" секции самой "взрослой" конференции пишет ЕЛЕНА ИВАНОВА в своём материале "ДЕВЯТНАДЦАТАЯ КРЫМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: РЕПЕТИЦИЯ ПЕРЕД ЮБИЛЕЕМ".
Очень интересные доклады сделали представители детских библиотек г. Санкт-Петербурга:
Л.В. Степанова "Современные детские культурные стратегии и перспективы развития библиотечной среды".
Н.А. Сомова "Современные методы адаптации юного читателя и расширенный взгляд понятия "толерантность" на постсоветском пространстве: опыт работы библиотеки-филиала № 4 ТЦБС Пушкинского района. Проект "Практика чудесного".
Состоялась презентация библиотечного проекта под названием "Читаем Гайдара сегодня. Старые ценности и новые технологии". ЦГДБ им. А.П. Гайдара (Москва) придумала прочитать вслух и записать на видео повесть А.П. Гайдара "Чук и Гек", тем самым воплотить идею "читать вместе".
На проблемном семинаре "Недетские темы в детской литературе" (см. на 36-й минуте трансляции) речь шла о том, как обсуждать трудные темы с детьми и подростками, о современных книгах на трудные темы про смерть, насилие, жестокость, унижение духа. О книгах, которые дети должны читать с родителями, со взрослыми. О том, что надо давать умные книги и при этом помнить о главной заповеди - "не навреди!" Прозвучала ключевая фраза: есть "запрещающие" взрослые, а не запретные темы в литературе.
На сессии "Электронный мир детских и школьных библиотек" зам. директора по автоматизации ЦГДБ им. А.П. Гайдара Н.А. Маслова представила проект детского интерфейса электронного каталога для детей 8-10 лет. Это попытка создать удобный, понятный для ребёнка механизм поиска по электронному каталогу, по специально отобранным для этого возраста книгам. Она предложила поразмышлять над соотношением формы и содержания в современной библиотечной работе.
Много интересных докладчиков выступили на сессии "Инновации в библиотеках для детей: подходы, технологии, услуги":
М.В. Ивашина "Библиотека для молодых: преодолеваем крутые повороты!" (текст опубликован в следующем номере журнала, а пока можно смотреть видео трансляцию c 29 минуты);
Е.А. Храмова "Читаем, общаемся, творим: особые дети в библиотеке" - о целевых программах, разработанных в библиотеке для обслуживания детей с психологическими проблемами развития.
На мероприятии Открытый микрофон на тему "Профилактика негативных явлений среди детей и подростков: пороги о которые мы спотыкаемся..." говорили о том, как не надо вести массовую работу по таким особым темам.
Л.В. Степанова "Современные детские культурные стратегии и перспективы развития библиотечной среды".
Н.А. Сомова "Современные методы адаптации юного читателя и расширенный взгляд понятия "толерантность" на постсоветском пространстве: опыт работы библиотеки-филиала № 4 ТЦБС Пушкинского района. Проект "Практика чудесного".
Состоялась презентация библиотечного проекта под названием "Читаем Гайдара сегодня. Старые ценности и новые технологии". ЦГДБ им. А.П. Гайдара (Москва) придумала прочитать вслух и записать на видео повесть А.П. Гайдара "Чук и Гек", тем самым воплотить идею "читать вместе".
На проблемном семинаре "Недетские темы в детской литературе" (см. на 36-й минуте трансляции) речь шла о том, как обсуждать трудные темы с детьми и подростками, о современных книгах на трудные темы про смерть, насилие, жестокость, унижение духа. О книгах, которые дети должны читать с родителями, со взрослыми. О том, что надо давать умные книги и при этом помнить о главной заповеди - "не навреди!" Прозвучала ключевая фраза: есть "запрещающие" взрослые, а не запретные темы в литературе.
На сессии "Электронный мир детских и школьных библиотек" зам. директора по автоматизации ЦГДБ им. А.П. Гайдара Н.А. Маслова представила проект детского интерфейса электронного каталога для детей 8-10 лет. Это попытка создать удобный, понятный для ребёнка механизм поиска по электронному каталогу, по специально отобранным для этого возраста книгам. Она предложила поразмышлять над соотношением формы и содержания в современной библиотечной работе.
"Пользователя чаще всего привлекает именно форма. Библиотеки переполнены содержанием. И им надо начинать поиск форм для преподнесения всего этого богатства: информация, содержания. Мы должны увлекать нашего читателя формой."Для этого в библиотеках, например, используются планшетники для представления новых книг, работают с мультипликацией, внедряют роботов.
(Какой точный посыл! Наш семинар для молодых и работающих с молодёжью библиотекарей тоже выявил первоочерёдность задач поиска и освоения новых форм.)
Много интересных докладчиков выступили на сессии "Инновации в библиотеках для детей: подходы, технологии, услуги":
М.В. Ивашина "Библиотека для молодых: преодолеваем крутые повороты!" (текст опубликован в следующем номере журнала, а пока можно смотреть видео трансляцию c 29 минуты);
Е.А. Храмова "Читаем, общаемся, творим: особые дети в библиотеке" - о целевых программах, разработанных в библиотеке для обслуживания детей с психологическими проблемами развития.
На мероприятии Открытый микрофон на тему "Профилактика негативных явлений среди детей и подростков: пороги о которые мы спотыкаемся..." говорили о том, как не надо вести массовую работу по таким особым темам.
Дискуссионный вопрос поднимается МАРИЕЙ ПОРЯДИНОЙ в материале под заголовком "КОТОРЫЕ ХОДЯТ И КОТОРЫХ ВОДЯТ, или Продвижение до шестого класса".
Проблема в том, что детей, которые самостоятельно ходят в библиотеки -
единицы. Они не годятся для отчётности. "Показатели по цифрам"
обеспечивает коллективное участие детей в массовых мероприятиях. Но,
дети, которых водят в библиотеку, - это не читатели. Это просто
массовка. А после шестого класса детей уже не так легко собрать толпой и
затащить в библиотеку "на массовое мероприятие".
"Если библиотека готова "работать" только с массовым контингентом, то грош цена такой библиотеке."
Работа
с индивидуальными читающими посетителями тонкая, ювелирная и план по
цифрам и нормативам, который устанавливался человеком, не умеющим читать
вообще, не выполнит.
"Надо требовать пересмотра действующих количественных нормативов или даже полной их отмены."
(По
моему, над решением этой вечной дилеммы: "Как нам работу с
индивидуальным читателем сохранить и статистику не уронить?!" билось не
одно поколение библиотекарей. Так мне подумалось сразу после прочтения
статьи. Но, дальше я засела смотреть видеотрансляцию с мероприятий
секции и выступление Марины Вячеславовны Ивашиной перевернуло моё
сознание. С него я начала понимать современный нерв нынешней дискуссии. Дети стали другими.
Они хотят не только принимать от нас информацию, но и быть творцами,
экспертами. Они "постигли возможность преодоления границ, освоив безграничность мира всеми инструментами электронной среды." Я всем очень советую обратиться к видеоматериалам
секции. Прочесть доклад Людмилы Валентиновны Степановой. Мысли, прозвучавшие на конференции настраивают на осмысление
всего нового, внедряющегося в работу библиотек как детских, так и взрослых).
http://world.lib.ru/img/s/smolina/wwwwww/ |
http://fashionforyou.ru/Boookkksss/gizn_z.html |
О новом журнале для детей младшего школьного возраста пишет ТАТЬЯНА РУДИШИНА "КТО УСТРОИЛ «ТАРАРАМ»?". Пилотный номер которого вышел в мае.
"Журнал играет, развлекает, образовывает, поучает. И делает это очень интеллигентно. При этом совершенно по-детски, без какой-либо фиги в кармане."
У "Тарарама" есть свой герой - воронёнок - специальный корреспондент журнала. Журнал рассчитан на индивидуального читателя, поэтому в нём много заданий: раскрась, вырежи и т.д. Учредили новый журнал Вадим Мещеряков и Николай Джамакулиев. Авторы статей и художники публиковались в "Издательском доме Мещерякова". На страничках для взрослых - Дина Сабитова и Захар Прилепин. Присмотритесь к новому изданию.
Спасибо, прекрасный обзор с глубокой и нестандартной подачей проблем. Очень профессионально сделаны акценты действительно на новых проблемах, которые пока не имеют однозначных решений. А к нам в Екатеринбург ещё не пришёл этот номер. Мы далеко-оооо! Но благодаря Вам мы стали жутко осведомлёнными:))
ОтветитьУдалитьРада приветствовать Вас и Екатеринбург в своём блоге!
ОтветитьУдалитьМарина, здравствуйте! Я к Вам с почетной миссией - передаю Вашему блогу новую награду - Кубок "Признания". Подробности в блоге БИБЛИОКОМПАС. Успехов и процветания Вашему блогу! С уважением Людмила Лоневская
ОтветитьУдалитьЛюдмила, спасибо Вам большое за кубок! Мне очень приятно видеть Вас среди постоянных читателей моего блога. Я тоже к Вам периодически заглядываю. Бывает учусь всяким блогерским штучкам, бывает делюсь Вашими интересными сообщениями со своими читателями в g+ и Facebook. Спасибо за дружескую поддержку!
Удалить