вторник, 18 декабря 2012 г.

Современная библиотека. - 2012. - № 7

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА: БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ ПРИ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Федеральный закон № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" активно обсуждается  библиотекарями. Многие его пункты пока не до конца  понятны и  нуждаются в разъяснениях и комментариях специалистов.  Закон вступил в силу с 1 сентября 2012 года и требует  от библиотек принятия мер по его  исполнению.
В рубрике "Тема" представлены мнения библиотекарей,  специалистов Минкультуры РФ,   ИКТ-компаний России, рекомендации Роскомнадзора.
И.А. ТРУШИНА в материале "О НРАВСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИБЛИОТЕКАРЯ" обращает внимание на важные пункты закона, особенно выделяя моменты, касающиеся работы общедоступных библиотек, где читателями становятся с 14 лет, или куда могут приходить дети.    Но вопросов  пока больше, чем ответов.
Дети - это до 16 лет или  до 18?
Кто должен нести ответственность за отсутствие знака, обозначающего категории информационной продукции производитель или распространитель, т.е. библиотека?
Обязана ли библиотека присваивать знак информационной продукции, если получает её от производителя или распространителя без знака (0+, 6+, 12+...).
Имеет ли право библиотека получить/купить некатегоризированную продукцию?  
Как быть с размещением знака в каталоге?
Как административно ограничить читателей до 18 лет в общедоступной библиотеке в условиях открытого доступа от информации им не предназначенной по закону? 
Возможно, что ответы будет содержать рекомендательный документ РБА о деятельности общедоступных библиотек в рамках данного закона.

Журнал провёл ОПРОС среди руководителей и специалистов различных библиотек. Самые популярные ответы на вопрос о том, что будет самым сложным для библиотеки при реализации этого закона касались работы с библиотечным фондом.

В материале А. КОНАКОВОЙ "ЗАКОН ПРИНЯТ, ЧТО ДАЛЬШЕ?" сообщается о выступлении Н.В. Ромашовой, директора Нормативно-правового департамента Минкультуры РФ, на дискуссионной панели "Законодательство в сфере информационной безопасности детства", прошедшей в рамках Ежегодного совещания директоров детских и детско-юношеских библиотек в РГДБ. Вот как она разъясняла отдельные положения закона:
"Под действие закона не подпадает информационная продукция, содержащая научную, научно-техническую и статистическую информацию, а также имеющая значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества."
"Закон не заставляет библиотеки придерживаться правил предоставления информационной продукции в зависимости от возраста ребёнка, например, следить за тем, чтобы продукция, разрешённая для детей не младше 6-ти лет, предоставлялся исключительно шестилетним детям. Закон говорит только о том, что продукция, выпущенная в оборот, должна быть промаркирована и содержать знак информационной продукции."
"..печатная продукция, которая выпущена в свет до вступления в силу этого закона, то есть до 01.09.2012, знак информационной продукции может не содержать."
Библиотеки "..согласно закону  должны осуществлять классификацию и маркировку созданной ими информационной продукции самостоятельно."
"Библиотеки должны продумать, как оградить детей от доступа к запрещённой законом информационной продукции и внести соответствующие изменения в правила пользования библиотеками." ( ч. 2 ст. 11) 
"Необходимо принять организационно-административные меры, использовать технические и программно-аппаратные средства защиты детей от запрещённой информации, распространяемой по локальной сети или в Интернете." (ч. 3 ст. 11).
Редакция журнала предоставила читателям возможность познакомиться со всеми публикациями по главной теме номера, сделав их доступными для чтения в электронном виде.

ЛЮДМИЛА УЛЬЕВА "ПРОДВИЖЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ИССЛЕДОВАНИЯ" увлечённо пишет об итогах исследования, цель которого - определение уровня информированности взрослого населения Волгограда и Волгоградской области об услугах Волгоградской ОУНБ им. М. Горького. Анкетирование проводилось в отраслевых отделах ОУНБ, образовательных и других учреждениях города, в сети Интернет. Проанализировано 415 анкет. В частности исследование показало, что:

  •  чаще всего информацию об услугах ОУНБ опрошенные получают от сотрудников библиотеки, многие на сайте и часть в социальных сетях и во время экскурсий;  
  • среди бесплатных услуг самые востребованные выдача изданий в читальный зал и  на дом, посещение выставок; 
  • ксерокопирование - самая популярная платная услуга;
  • информацию о мероприятиях люди хотят получать с помощью сайта, электронных рассылок и объявлений в библиотеке. 
Не смогла удержаться, чтобы не поделиться здесь ещё и формулировками основных задач, имеющими непосредственное отношение к продвижению библиотеки в сети Интернет (очень понравились своей конкретикой, тем более, что полным  полным ходом идёт их реализация):

  • модернизация сайта и поисковая оптимизация;
  • оптимизация сайта под социальные медиа;
  • внедрение технологии цивилизованного e-mail маркетинга;
  • введение дополнительных сервисных услуг с использованием ресурсов сети Интернет: создание тематических виртуальных и фотовыставок на сайте библиотеки, внедрение онлайновой услуги "Доступность. Оперативность. Комфорт". (о том как  услуга была запущена в народ с советами тем, кто "готов следовать по выбранному пути" читайте в блоге "Библиопчёлка")
  • создание группы библиотеки ВКонтакте;
  • партизанский маркетинг в тематических группах социальных сетей;
  • разработка системы ключевых показателей эффективности для изменения эффективности  маркетинга в социальных медиа. 

И ещё заключительная цитата:
"Однако, как бы хорошо ни была организована работа по продвижению, в основе успеха лежит качество оказываемых услуг. Поэтому важно знать потребности пользователей, внедрять инновационные услуги, обеспечивать оперативное и качественное обслуживание. И тогда средством продвижения библиотеки, не требующим дополнительных финансовых затрат, станут рекомендации самих пользователей." 
В авторском блоге "Библиопчёлка"  есть пост, представляющий исследование, статью в журнале и презентацию.


"СТРАННЫЕ КВАДРАТИКИ" так названа публикация Е.А. САВЧЕНКО и Т.В. МИНИНОЙ о QR-квесте в Центральной городской библиотеке г. Армавира. Игры для молодёжи проводились во время акции "Библионочь-2012", к  Общероссийскому дню библиотек и т.д. Коды размещались на вывесках библиотек города из них нужно было собрать высказывание известного человека, с их помощью шифровались различные задания.

Дальше QR-коды стали использовать в работе Армавирских библиотек. Сегодня библиотечные вывески украшают небольшие (10х10) квадраты. В них спрятана история библиотеки и здания, перечень кружков и творческих объединений, приоритетные направления работы, контактная информация. В проекте несколько информационных выставок с использованием QR-кодов, обновляемая афиша на сайте в виде QR-кода.

6 комментариев:

  1. Марина, Вы так обстоятельно рекламировали мою статью, я даже покраснела :-)
    Спасибо!
    Статья - это один из результатов моей дипломной работы по маркетингу. Иногда мне кажется, что кто-то невидимый помогает мне сделать все возможное и невозможное, чтобы все пункты диплома были реализованы.
    Даже красивые габаритные складные баннеры, на приобретение которых я даже не рассчитывала, мне достались ... даром. Осталось только дизайн полотна разработать и у Горьковки будут брендинговые материалы (рол-апы).
    Еще раз спасибо! У Вас замечательные, а самое главное, очень полезный блог!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, мне действительно Ваша работа понравилась и я её с большим интересом читала, а потому и с удовольствием рекомендовала читать всем. Проблемы, которые Вы исследовали существуют и у нашей библиотеки, надеюсь, что этот материал прочитают, те кому нужно эти проблемы решать у нас. Очень впечатляет, конечно, Ваша способность не только к исследованию, но и к деятельному решению поставленных пользователями задач. Желаю Вам успехов!

      Удалить
    2. Марина, я не люблю пустые слова и статьи ради статей. Мне действительно интересно увидеть результат, пусть даже отрицательный. Многие прогнозируют падение интереса к соц. медиа. Но это будет завтра, тогда и будем менять стратегию.
      А сейчас нужно получить от соц. сетей и блогов - максимум.

      Удалить
  2. Марина, не перестаю радоваться, что на просторах Интернета есть Ваш блог, который вводит нас в мир профессиональной периодики, причем самых свежих изданий. У нас нет возможности прочитать их в бумажном формате, но Ваш блог помогает нам в электронном виде познакомиться с ними (хотя бы с основными статьями). Очень понравился материал Ульевой Л.А. Очень современно и актуально! Спасибо за интересный пост и С наступающим Новым, 2013 Годом! Здоровья и счастья Вам и Вашим родным и близким!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, я каждый пост Ваш просматриваю, что-то читаю подробно и даже копирую, что-то только просматриваю. Наша библиотека, например, из профессиональной периодики выписывает только журнал "Читаем, учимся, играем"; "БиблиоПоле" я выписываю за личные деньги и всё. Поэтому для нас, небольших библиотек, Ваш блог очень нужен и востребован. Имейте это в виду, мы - Ваши постоянные читатели. Только комментарии оставлять не всегда есть время, но просматриваем и читаем всё, что Вы помещаете в блог. Спасибо за труды, за профессионализм. С уважением Людмила.

      Удалить
  3. Людмила, я очень рада, что в Вашем лице встретила такого благодарного читателя. Надеюсь и в следующем году будете заходить ко мне в гости.
    Спасибо за поздравления, очень приятные пожелания!
    В свою очередь желаю Вам предпраздничного настроения, доброго завершения старого года и успешного начала Нового!

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.