Материалы для обзора подобраны со следующей целью - показать на конкретных примерах в каких направлениях двигаются российские библиотеки, занимаясь поиском новых подходов и путей в нынешних реалиях, когда интерес людей к чтению и библиотекам нужно стимулировать, а прежние способы не срабатывают так эффективно как раньше. С помощью каких "приманок" и "зацепок" им удаётся найти отклик в практике жизни современного человека.
Один из актуальных профессиональных трендов: "От собрания книг - к собранию людей", определяет новый дух новый облик современных публичных библиотек. В первую очередь, освоение недавно появившихся практик и форм общения, ведётся с учётом их привлекательности для молодых.
Один из актуальных профессиональных трендов: "От собрания книг - к собранию людей", определяет новый дух новый облик современных публичных библиотек. В первую очередь, освоение недавно появившихся практик и форм общения, ведётся с учётом их привлекательности для молодых.
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕРШИНА А.С. СТИЛЯГИ, АРЛЕКИН И БОЙЦЫ АЙКИБУДО // Современная библиотека. - 2014. - № 2. - С. 36-39. - ( Опыт).
Автор статьи, главный библиотекарь отдела просветительских программ Вологодской ОУНБ им. И.В. Бабушкина, председатель молодёжного совета библиотеки, член Молодёжного Правительства Вологодской области, рассказывает об опыте организации и проведения тематических библиотечных вечеринок.
Проект Book-parties задумывался как представление в новом свете давно ушедшие эпохи, страны и континенты. Одна из самых первых и необычных - "Вечеринка в духе стиляг" - прошла в 2012 году. Следующей стала японская вечеринка "Сакура-пати", потом "Венецианский карнавал"."Современный посетитель библиотеки хочет, чтобы ему не просто дали книгу, а чтобы его удивили, предложили увидеть, потрогать, ощутить или даже попробовать на вкус что-нибудь незнакомое, интересное, необычное. Сотрудники библиотеки поняли, что развивая и впечатляя молодого читателя, вместе с ним непременно развиваются и они сами."
"Эффект от подобных встреч в библиотеке потрясающий! Счастливые читатели, довольные сотрудники и растущее число посещений."Для желающих организовать нечто подобное в статье дан план подготовки встреч.
ВНЕ СТЕН: НА УЛИЦЕ, В ПАРКЕ, ПЕРЕХОДЕ // Современная библиотека. - 2014. - № 1. - С. 70-73. - ( Опыт).
В поисках новых форм продвижения книги и чтения, наиболее подходящих к современной социальной ситуации, Смоленская ОУБ им. А.Т. Твардовского провела акцию "Каскад литературных удовольствий" в "Поэтическом переходе". В течение четырёх часов библиотекари предлагали пешеходам подземного перехода почитать и послушать стихи, принять участие в викторинах. В качестве помощников в акции принимали участие Клуб бардовской песни и фокусник-иллюзионист.
На главной площади города жил, работал и радовал смолян книжный городок "Буки в руки". Библиотекари предложили горожанам насыщенную программу с викторинами, уличными играми, занятиями рукодельным творчеством, выступлениями местных поэтов, выездным читальным залом. В мероприятии принимали участие театр уличного искусства, изостудия, студенты проводили экскурсии "Литературный Смоленск".
Все мероприятия устраивались в рамках фестиваля "Читающий Смоленск".
АНОНС ЖУРНАЛА
ФЕДОТОВА О. СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ - ПРЯМАЯ СВЯЗЬ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ // Библиополе. - № 2. - С. 13-16.
ФЕДОТОВА О. СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ - ПРЯМАЯ СВЯЗЬ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ // Библиополе. - № 2. - С. 13-16.
В Томской областной универсальной научной библиотеке зрелищные акции и праздники носят уже не разовый характер. Отдел маркетинга и проектной деятельности успешно реализует четыре культурно-социальных проекта: "Лето в Пушкинке" , "Пушкинский венок", "Праздничная библиотека", "Молодёжный прорыв". В первый день сентября в рамках "Большого праздника книги" на театральной площади провели "БиблиоФЕСТ" - весёлую встречу с интересной и разнообразной программой: работала детская площадка, школа танцев устроила литературный бой, с целью собрать книги для восстанавливающейся сельской библиотеки; работа театр мыльных пузырей; молодёжь участвовала в Пушкинском библиоквесте, работали книжные и фото выставки.В результате появилось много новых друзей и партнёров готовых участвовать в акциях в качестве спонсоров. Увеличилось число новых пользователей среди молодёжи.
Культурно-социальный проект "Лето в Пушкинке": цикл мероприятий краеведческой и познавательной направленности для детей посещающих пришкольные лагеря во время школьных каникул. Все мероприятия проходят в самой библиотеке, а в школьниках видят будущих читателей.
МАЛЫШЕВА Е.В. ЭКОФЕСТИВАЛЬ "ПОДРУЖИСЬ С ПРИРОДОЙ" // Современная библиотека. - 2013. - № 9. - С. 66-67. - ( Опыт).
Библиотека им. Ленинского комсомола ЦБС Сормовского района, г. Нижний Новгород необычным образом открыла районный экофестиваль "Подружись с природой", проходивший в рамках международной правоохранительной акции "Марш Парков". Фестиваль начался с природоохранного шествия учащихся 6-8 классов в поддержку особо охраняемых территорий. В нём приняли участие более сотни ребят. С зелёными ленточками на груди, дружно выкрикивая лозунги "Лесам - быть! Цветам - цвести! Нам - здоровыми расти!" они двигались к библиотеке на базе которой действует единственный в Нижнем Новгороде Библиотечный экологический центр. В основную программу мероприятия входило открытие городского визит-центра заповедника "Кержинский", выступление гостей - экологов и защитников животного и растительного мира, экспресс-конкурсы для команд школьников, фотоэкспозиция.
КОНАКОВА А.К. "МЭЙКЕРСПЭЙС" - ТЕРРИТОРИЯ ТВОРЧЕСТВА // Современная библиотека. - 2014. - № 1. - С. 24-29. - (Идея).
В последнее время широкое распространение в мире получает движение "мэйкеров" или, как можно перевести это слово на русский язык - творцов. В его основе лежит желание делать вещи своими руками. Большой интерес к этому движению проявляют американские библиотеки. В декабре 2013 г. в ГПНТБ состоялось специальное мероприятие Посольства США в Москве «Мэйкерспэйс: преображаем наши библиотеки».
"Мэйкерспэйсы" - один из трендов развития нового видения современной публичной библиотеки, который сохранит читателей и привлечёт новых. Его суть в развитии технического творчества.
"Мэйкерспэйсы", или пространство для творчества. По-русски - творческие мастерские. Они появились во многих американских библиотеках. Людям предоставляется возможность поэкспериментировать, поиграть с каким-то новым оборудованием, современными технологиями, а также заняться традиционным рукоделием. Но прежде всего это общественный центр, куда люди приходят пообщаться, поделиться знаниями и научиться чему-то новому. творческие мастерские работают на принципах наставничества и волонтёрства. На их базе реализуется множество проектов с использованием 3D-принтеров, компьютеров, мультимедиа, робототехники, электронного шитья, обеспечивая тем самым открытый доступ к передовым технологиям. Одним из примеров движения является творческая ярмарка, которая с течением времени превратилась в фестиваль науки и творчества, куда люди приходят не только показать, что они смастерили, но и научиться чему-то новому. В рамках ярмарки проводятся музыкальные фестивали, выставки картин, презентации и множество самых ярких мероприятий.
ВКУСНАЯ БИБЛИОТЕКА // Современная библиотека. - 2014. - № 2. - обложка.
Детская библиотека и "Открытые мастерские" библиотечной системы им. М.Ю. Лермонтова приняли участие в "Ресторанном дне". Ресторанный день - это международный фестиваль еды, во время которого каждый может открыть свой собственный ресторан на один день: дома, в парке или на улице. Название детского кафе "25 кило" взяли из произведений Н. Носова. Библиотекари предложили читателям блюда описанные в детских книгах, которые были разложены на столах, чтобы можно было посмотреть из какой истории угощение.
СОДЕРЖАНИЕ
СЛОВО РЕДАКТОРА
"Сообщество и участие. Это ещё одна отправная точка формирования жизнеспособности библиотек. Осознавая необходимость широкого социального контекста для решения своих профессиональных задач библиотеки, стремятся преодолевать свою обособленность, заявляться везде и всюду, говорить о себе на всевозможных сайтах и порталах, развивать взаимодействие со всеми".
СОЛДАТЕНКОВА Л. И ЭТО ВСЁ О НИХ. КАК ЗАЯЦ СТАЛ БРЕНДОМ БИБЛИОТЕКИ // Библиотечное дело. - 2013. - №20. - С. 23-26. - (Публичные библиотеки).
Библиотека семейного чтения г. Коврова Владимирской области с 1999 г. успешно реализует проект - Музей зайцев. На гербе города Коврова два сидящих зайца и это объясняет особый интерес к ним ковровчан. Многочисленная коллекция этих симпатичных зверьков собрана в музее, созданном при библиотеке. Основой экспозиции стали подарки читателей: фигурки из различных материалов, книжки-игрушки. Благодаря специально созданному в 2009 году сайту, друзей у музея с каждым годом становятся всё больше. Они из разных городов России и из-за рубежа. Информация о нём размещена и на странице библиотеки "Вконтакте".
Основная работа - это экскурсии для детей и гостей города. Проводятся фестивали детского творчества, различные праздники, мастер-классы. Библиотекари ведут картотеку дарителей, содержащую подробную информацию о них и описи, принимаемых даров. Есть специальная книга отзывов. Разработаны рекламные материалы - буклеты, закладки, магнит.
Совсем недавно считалось, что будущее библиотек за развитием их как информационных центров, а сегодня мы соглашаемся с Нэнси Перл, Директором Центра книги и чтения Городской библиотеки Сиэтла:
СЛОВО РЕДАКТОРА
"Сообщество и участие. Это ещё одна отправная точка формирования жизнеспособности библиотек. Осознавая необходимость широкого социального контекста для решения своих профессиональных задач библиотеки, стремятся преодолевать свою обособленность, заявляться везде и всюду, говорить о себе на всевозможных сайтах и порталах, развивать взаимодействие со всеми".
СОЛДАТЕНКОВА Л. И ЭТО ВСЁ О НИХ. КАК ЗАЯЦ СТАЛ БРЕНДОМ БИБЛИОТЕКИ // Библиотечное дело. - 2013. - №20. - С. 23-26. - (Публичные библиотеки).
Библиотека семейного чтения г. Коврова Владимирской области с 1999 г. успешно реализует проект - Музей зайцев. На гербе города Коврова два сидящих зайца и это объясняет особый интерес к ним ковровчан. Многочисленная коллекция этих симпатичных зверьков собрана в музее, созданном при библиотеке. Основой экспозиции стали подарки читателей: фигурки из различных материалов, книжки-игрушки. Благодаря специально созданному в 2009 году сайту, друзей у музея с каждым годом становятся всё больше. Они из разных городов России и из-за рубежа. Информация о нём размещена и на странице библиотеки "Вконтакте".
Основная работа - это экскурсии для детей и гостей города. Проводятся фестивали детского творчества, различные праздники, мастер-классы. Библиотекари ведут картотеку дарителей, содержащую подробную информацию о них и описи, принимаемых даров. Есть специальная книга отзывов. Разработаны рекламные материалы - буклеты, закладки, магнит.
Совсем недавно считалось, что будущее библиотек за развитием их как информационных центров, а сегодня мы соглашаемся с Нэнси Перл, Директором Центра книги и чтения Городской библиотеки Сиэтла:
"Если библиотеки сложат все яйца в информационную корзину, мы обнаружим, что становимся всё менее значимыми в жизни людей".
Марина, всегда с интересом читаю ваш блог. Спасибо!
ОтветитьУдалитьПоделилась этим своим предпочтением с другими и от всей души передаю Вам эстафету Liebster Blog Award. Все подробности в моем блоге Inter Alia: http://agniyainteralia.blogspot.ru/2014/06/Liebster-blog-award.html
Агния Книгина, спасибо Вам большое. Мне приятно, что Вы из множества библиотечных блогов выделили мой, что читаете и находите для себя полезные материалы. К сожалению, оперативно ответить на вопросы и передать эстафету не смогла, но постараюсь пусть не сразу, но откликнутся на новую интернет-акцию.Спасибо за приглашение.
ОтветитьУдалить