СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА НОМЕРА: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
СЛОВО РЕДАКТОРА
Не сомневаюсь, что у профессионалов библиотечного дела будет достаточно поводов обратиться к этому тематическому номеру журнала не единожды. Тема профессиональных коммуникаций сегодня актуальна и требует осмысления. Слишком много серьёзных изменений произошло в этой сфере за последнее время.
ТЕМА НОМЕРА: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
СЛОВО РЕДАКТОРА
Не сомневаюсь, что у профессионалов библиотечного дела будет достаточно поводов обратиться к этому тематическому номеру журнала не единожды. Тема профессиональных коммуникаций сегодня актуальна и требует осмысления. Слишком много серьёзных изменений произошло в этой сфере за последнее время.
В ноябре 2012 г. в Тверской ОУНБ им. А.М. Горького прошёл межрегиональный семинар "Профессиональные коммуникации как ресурс развития современной библиотеки" и публикации журнала написаны по материалам выступлений на семинаре.
Основная статья номера, об изменении профессиональных библиотечных коммуникаций, С.Г. МАТЛИНОЙ "ПРИБЛИЖЕНИЕ К ГОРИЗОНТУ. "МЕНЯТЬСЯ ИЛИ УМЕРЕТЬ". Презентация её выступления на семинаре опубликована на сайте ОБ им. А.М. Горького. Говоря о переменах в профессиональном пространстве автор выделяет главный фактор - превращение его в масс-медиа пространство: появляются сайты, блоги, и профессиональные сообщества в социальных сетях. Она называет самые важные характеристики электронных коммуникаций:
В статье И.Г. КОНОНОВОЙ рассмотрен "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ". Психологической службой "Ставропольской краевой юношеской библиотеки" накоплен богатый опыт проведения профессиональных тренингов.
О межпрофессиональных коммуникациях идёт речь в статье Л. СОКОЛОВОЙ "ШКОЛА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ". На примерах из опыта работы региональной сети Деловых информационных центров (ДИЦ) для предпринимателей разбираются способы решения проблем выстраивания отношений библиотек с партнёрами из властных структур и малого бизнеса.
О вебинаре статья Ю.В. СОКОЛОВОЙ "ВЕБИНАР КАК СРЕДСТВО СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ БИБЛИОТЕК". По ссылке http://connect.mubint.ru/p53013243/ вы можете посмотреть запись её выступления, а также других участников "Вебинара о вебинаре", в частности Т. Плохотник, М.Э. Далецкой и др.
Статья с интригующим названием "ВНИМАНИЕ: НЕСТАНДАРТ! РАСПАХНУТЫЕ "ОКНА ТВОРЧЕСТВА" Ю.Б. ТУРКИНОЙ, главного библиотекаря Ярославской областной детской библиотеки им. И.А. Крылова, информирует об опыте работы детских библиотек Архангельской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Липецкой областей, города Ярославля и муниципальных образований Ярославской области прозвучавшем в выступлениях специалистов на межрегиональной научно-практической конференции «Детская библиотека в свете глобальных общественных перемен» (2012 г.).
В статье речь шла и об опыте ДБ по оказанию платных услуг, в частности проведению развлекательных мероприятий и организации кружков, курсов, клубов по интересам. Вспомнилось, как на днях обсуждали с коллегой, что ответить руководителю небольшой районной библиотеки на вопросы, касающиеся платных праздничных программ для взрослых. Склонялись к мысли, высказанной директором РГБМ Михновой И.Б.:
"..когда нет очереди к дверям библиотеки, и нужно привлекать пользователей, то как можно при этом с них требовать деньги?".
Но примеры, встреченные в статье, убеждают в обратном. "Костромская областная детская библиотека им. Гайдара" стала проводить акцию "День рождение в библиотеке". Это платная услуга, но цена на неё ниже чем в кафе или детских центрах. Именинники не хотят уходить из читального зала, настолько их увлекают "умные" игры и конкурсы. ("Погуглив" Интернет я обнаружила, что и в других детских библиотеках успешно проводятся дни рождения детей. Правда, нигде не сообщается о платности или бесплатности данного мероприятия.) Липецкая областная детская библиотека организовала семейные и детские клубы, где предоставляет за плату услуги по развитию речи, моторики и творческих способностей малышей. Родители понимают, что отдают деньги настоящим специалистам. По мнению автора статьи:
Полезного чтения!
Основная статья номера, об изменении профессиональных библиотечных коммуникаций, С.Г. МАТЛИНОЙ "ПРИБЛИЖЕНИЕ К ГОРИЗОНТУ. "МЕНЯТЬСЯ ИЛИ УМЕРЕТЬ". Презентация её выступления на семинаре опубликована на сайте ОБ им. А.М. Горького. Говоря о переменах в профессиональном пространстве автор выделяет главный фактор - превращение его в масс-медиа пространство: появляются сайты, блоги, и профессиональные сообщества в социальных сетях. Она называет самые важные характеристики электронных коммуникаций:
- широкие возможности для проявления творческой инициативы "снизу";
- неформальные контакты;
- появление новых ярких узнаваемых сообществом лиц;
- распространение web-форматов библиотечных коммуникаций, направленных на выполнение методических функций: онлайн-консультации, видеоконференции, вебинары.
"Разрушается содержательно-смысловой и организационно-управленческий "каркас" профессионального информационно-коммуникационного пространства".Развал методических и научно-исследовательских служб и происходящая смена поколений привели к тому, что в профессиональном пространстве почти не осталось экспертов, безусловных авторитетов. Отсутствие рефлексии сказывается на качестве профессионального библиотечного пространства в целом, и его виртуальной части. Здесь нередко происходит та же подмена понятий: содержание сводят к контенту, глубину мысли - к поверхностному просмотру. Привычной становится безоценочность сообщений на сайтах, в блогах, постах в социальной сети: вместо мнений преобладает информация.
"Формирование единого профессионального библиотечного пространства - непрерывный многофакторный процесс. Его можно уподобить пути к горизонту: приближаясь к нему, ты понимаешь невозможность достичь окончательной цели".Статья М. ПРЕСНОВОЙ "ВРАГИ, ДРУЗЬЯ ИЛИ ПОПУТЧИКИ?" посвящена профессиональным печатным журналам и электронным изданиям. В рамках семинара «Профессиональные коммуникации как ресурс развития современной библиотеки» проходил «круглый стол» «Профессиональные печатные журналы и электронные издания: враги, друзья или попутчики?». Идея его проведения родилась из стихийно возникающих в блогах и социальных сетях споров вокруг вопроса: "Зачем нужно выписывать и читать профессиональные журналы если информацию можно найти и в Интернете?". Я, как автор статьи, отстаивала позицию "журналозависимого" библиотечного специалиста, не мыслящего свою деятельность без чтения аналитических статей, написанных высококлассными специалистами. По общему мнению участников дискуссии, современному библиотечному специалисту можно и нужно использовать в работе все имеющиеся в его распоряжении источники информации
В статье И.Г. КОНОНОВОЙ рассмотрен "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ". Психологической службой "Ставропольской краевой юношеской библиотеки" накоплен богатый опыт проведения профессиональных тренингов.
О межпрофессиональных коммуникациях идёт речь в статье Л. СОКОЛОВОЙ "ШКОЛА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ". На примерах из опыта работы региональной сети Деловых информационных центров (ДИЦ) для предпринимателей разбираются способы решения проблем выстраивания отношений библиотек с партнёрами из властных структур и малого бизнеса.
О вебинаре статья Ю.В. СОКОЛОВОЙ "ВЕБИНАР КАК СРЕДСТВО СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ БИБЛИОТЕК". По ссылке http://connect.mubint.ru/p53013243/ вы можете посмотреть запись её выступления, а также других участников "Вебинара о вебинаре", в частности Т. Плохотник, М.Э. Далецкой и др.
Статья с интригующим названием "ВНИМАНИЕ: НЕСТАНДАРТ! РАСПАХНУТЫЕ "ОКНА ТВОРЧЕСТВА" Ю.Б. ТУРКИНОЙ, главного библиотекаря Ярославской областной детской библиотеки им. И.А. Крылова, информирует об опыте работы детских библиотек Архангельской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Липецкой областей, города Ярославля и муниципальных образований Ярославской области прозвучавшем в выступлениях специалистов на межрегиональной научно-практической конференции «Детская библиотека в свете глобальных общественных перемен» (2012 г.).
В статье речь шла и об опыте ДБ по оказанию платных услуг, в частности проведению развлекательных мероприятий и организации кружков, курсов, клубов по интересам. Вспомнилось, как на днях обсуждали с коллегой, что ответить руководителю небольшой районной библиотеки на вопросы, касающиеся платных праздничных программ для взрослых. Склонялись к мысли, высказанной директором РГБМ Михновой И.Б.:
"..когда нет очереди к дверям библиотеки, и нужно привлекать пользователей, то как можно при этом с них требовать деньги?".
Но примеры, встреченные в статье, убеждают в обратном. "Костромская областная детская библиотека им. Гайдара" стала проводить акцию "День рождение в библиотеке". Это платная услуга, но цена на неё ниже чем в кафе или детских центрах. Именинники не хотят уходить из читального зала, настолько их увлекают "умные" игры и конкурсы. ("Погуглив" Интернет я обнаружила, что и в других детских библиотеках успешно проводятся дни рождения детей. Правда, нигде не сообщается о платности или бесплатности данного мероприятия.) Липецкая областная детская библиотека организовала семейные и детские клубы, где предоставляет за плату услуги по развитию речи, моторики и творческих способностей малышей. Родители понимают, что отдают деньги настоящим специалистам. По мнению автора статьи:
"Библиотеки не боятся экспериментировать, а уникальная, возвышенная и дружелюбная атмосфера окружения книг работает на успех самых неожиданных акций".Электронное издание сборника материалов конференции «Детская библиотека в свете глобальных общественных перемен» размещено на странице сайта Ярославской областной детской библиотеки в рубрике "Коллегам".
Полезного чтения!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.