вторник, 7 мая 2013 г.

Библиотечное дело.-2012.-№ 22

СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА НОМЕРА: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
СЛОВО РЕДАКТОРА

Не сомневаюсь, что у профессионалов библиотечного дела будет достаточно поводов обратиться к этому тематическому номеру журнала не единожды. Тема профессиональных коммуникаций сегодня актуальна и требует осмысления. Слишком много серьёзных изменений произошло в этой сфере за последнее время.
В ноябре 2012 г. в Тверской ОУНБ им. А.М. Горького прошёл межрегиональный семинар "Профессиональные коммуникации как ресурс развития современной библиотеки" и публикации журнала написаны по материалам выступлений на семинаре.
Основная статья номера,  об изменении профессиональных библиотечных коммуникаций, С.Г. МАТЛИНОЙ "ПРИБЛИЖЕНИЕ К ГОРИЗОНТУ. "МЕНЯТЬСЯ ИЛИ УМЕРЕТЬ". Презентация её выступления на семинаре опубликована на сайте ОБ им. А.М. Горького. Говоря о переменах в профессиональном пространстве автор выделяет главный фактор - превращение его в масс-медиа пространство: появляются сайты, блоги, и профессиональные сообщества в социальных сетях. Она называет самые важные характеристики электронных коммуникаций: 
  • широкие возможности для проявления творческой инициативы "снизу"; 
  • неформальные контакты; 
  • появление новых ярких узнаваемых сообществом лиц; 
  • распространение web-форматов библиотечных коммуникаций, направленных на выполнение методических функций: онлайн-консультации, видеоконференции, вебинары.
В профессиональных электронных коммуникациях отсутствуют любые формы ограничений, а есть только свободная коммуникация, созданы благоприятные условия для самоорганизации библиотекарей, партнёров и волонтёров. Налицо преимущества полной замены вертикальной схемы профессиональных коммуникаций на горизонтальную конструкцию. Есть ли смысл утверждать, что сегодня объективно необходимо возродить методическую вертикаль? По мнению С.Г. Матлиной, есть. Она называет    её скрепой профессионального сообщества и считает, что децентрализация приводит к хаотичным действиям, сбоям управленческого характера, отсутствию целостности:
"Разрушается содержательно-смысловой и организационно-управленческий "каркас" профессионального информационно-коммуникационного пространства".
Развал методических и научно-исследовательских служб и происходящая смена поколений привели к тому, что в профессиональном пространстве почти не осталось экспертов, безусловных авторитетов. Отсутствие рефлексии сказывается на качестве профессионального библиотечного пространства в целом, и его виртуальной части. Здесь нередко происходит та же подмена понятий: содержание сводят к контенту, глубину мысли - к поверхностному просмотру. Привычной становится безоценочность сообщений на сайтах, в блогах, постах в социальной сети: вместо мнений преобладает информация.
"Формирование единого профессионального библиотечного пространства - непрерывный многофакторный процесс. Его можно уподобить пути к горизонту: приближаясь к нему, ты понимаешь невозможность достичь окончательной цели".
Статья М. ПРЕСНОВОЙ "ВРАГИ, ДРУЗЬЯ ИЛИ ПОПУТЧИКИ?" посвящена профессиональным печатным журналам и электронным изданиям. В рамках семинара «Профессиональные коммуникации как ресурс развития современной библиотеки» проходил «круглый стол» «Профессиональные печатные журналы и электронные издания: враги, друзья или попутчики?». Идея его проведения родилась из стихийно возникающих в блогах и социальных сетях споров вокруг вопроса: "Зачем нужно выписывать и читать  профессиональные журналы если информацию можно найти и в Интернете?". Я, как автор статьи, отстаивала позицию "журналозависимого" библиотечного специалиста, не мыслящего свою  деятельность без чтения аналитических статей, написанных  высококлассными специалистами. По общему мнению участников дискуссии, современному библиотечному специалисту можно и нужно использовать в работе все имеющиеся в его распоряжении источники информации

В статье И.Г. КОНОНОВОЙ рассмотрен "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ".  Психологической службой "Ставропольской краевой юношеской библиотеки"  накоплен богатый опыт проведения профессиональных тренингов.

О межпрофессиональных коммуникациях идёт речь в статье Л. СОКОЛОВОЙ "ШКОЛА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ" На примерах из опыта работы региональной сети Деловых информационных центров (ДИЦ) для предпринимателей разбираются способы решения проблем выстраивания отношений библиотек с партнёрами из властных структур и малого бизнеса.

О вебинаре статья Ю.В. СОКОЛОВОЙ "ВЕБИНАР КАК СРЕДСТВО СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ БИБЛИОТЕК". По ссылке http://connect.mubint.ru/p53013243/ вы можете посмотреть запись её выступления, а также других участников "Вебинара о вебинаре", в частности Т. Плохотник, М.Э. Далецкой и др.

Статья с интригующим названием "ВНИМАНИЕ: НЕСТАНДАРТ! РАСПАХНУТЫЕ "ОКНА ТВОРЧЕСТВА" Ю.Б. ТУРКИНОЙ, главного библиотекаря  Ярославской областной  детской библиотеки им. И.А. Крылова, информирует  об  опыте работы детских библиотек Архангельской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Липецкой областей, города Ярославля и муниципальных образований Ярославской области прозвучавшем в выступлениях специалистов на межрегиональной научно-практической конференции «Детская библиотека в свете глобальных общественных перемен» (2012 г.).

В статье речь шла и об опыте ДБ по оказанию платных услуг, в частности проведению развлекательных мероприятий и организации кружков, курсов, клубов по интересам. Вспомнилось, как на днях обсуждали с коллегой, что ответить руководителю небольшой районной библиотеки на вопросы, касающиеся платных праздничных программ для взрослых. Склонялись к мысли, высказанной директором РГБМ Михновой И.Б.:


"..когда нет очереди к дверям библиотеки, и нужно привлекать пользователей, то как можно при этом с них требовать деньги?".  

Но примеры, встреченные в статье, убеждают в обратном. "Костромская областная детская библиотека им. Гайдара" стала проводить акцию "День рождение в библиотеке". Это платная услуга, но цена на неё ниже чем в кафе или детских центрах. Именинники не хотят уходить из читального зала, настолько их увлекают "умные" игры и конкурсы. ("Погуглив" Интернет я обнаружила, что и в других детских библиотеках успешно проводятся дни рождения детей. Правда, нигде не сообщается о платности или бесплатности данного мероприятия.) Липецкая областная детская библиотека организовала семейные и детские клубы, где предоставляет за плату услуги  по развитию речи, моторики и творческих способностей малышей. Родители понимают, что отдают деньги настоящим специалистам. По мнению автора статьи:
"Библиотеки не боятся экспериментировать, а уникальная, возвышенная и дружелюбная атмосфера окружения книг работает на успех самых неожиданных акций".
Электронное издание сборника материалов  конференции «Детская библиотека в свете глобальных общественных перемен» размещено на странице сайта Ярославской областной  детской библиотеки в рубрике "Коллегам".

Полезного чтения!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.